+7 (800) 505-15-30 +7 (495) 661-01-20 pk@ou-link.ru

Эпоха интеллектуальных корпораций

Орел
«Просторы России», №38(562), 29 сентября 2004 г.

Эпоха интеллектуальных корпораций

Кто первый провозгласил эпоху сознания? Лао Цзы, Сократ, Спиноза, Эммануил Кант, Константин Эдуардович Циолковский, Нильс Бор, Дмитрий Иванович Менделеев, Норберт Виннер, Владимир Иванович Вернадский, Томас Стюарт, Джим Коллинз, Питер Сенге или многие другие выдающиеся умы? Интеллектуальная революция, о которой так долго говорили эти смелые мыслители, свершилась. Пришло время интеллектуальных сетей, капиталов и корпораций.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА ДИКТУЮТ НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Рикки Хант и Тони Базан - пламенные пропагандисты организационного интеллекта. Их книга «Как создать интеллектуальную организацию» стала настольным руководством активизации персонального и командного разума.

Именно Тони Базан придумал концепцию интеллектуальных карт человека, которые широко применяют ведущие мировые компании и бизнес-школы.

Интеллектуальная организация - это стиль жизни. Это понимание смысла своей деятельности. Это использование интеллекта на благо отдельного человека, его дела, всей организации и общества в целом.

Первый признак включения интеллекта - активность критического разума и лавинообразный поток вопросов. Интеллектуальная организация - это лидерство без патологий лидерства. Это пробуждение от тревожного сна хаоса и непредсказуемости в управлении к компетентной регуляции, осуществляемой талантливыми интеллектуалами, делающими радикально качественные шаги. Сегодня предтечей интеллектуальных корпораций являются школы бизнеса и высокотехнологичные корпорации.

Всё намного лучше, чем кажется. Мы не знаем столь многого, что наши тревоги вызваны нашим невежеством, а вовсе не опасностью ситуации. Интеллектуальные компании нужны для того, чтобы достигать лучшего за счёт системного преодоления дефицита знания и объединять ментальный потенциал отдельных людей в мощную энергетическую станцию мысли.

Рикки Хант увлекается альпинизмом, рассказывает о том, какой огромной мощностью обладают ментальные установки людей, ведущие к победе в самых безнадёжных ситуациях. На одном из восхождений после преодоления большей части маршрута у него началась лёгочная недостаточность, он потерял все ногти на ногах, сбив их в тесных ботинках, и от боли и слабости то и дело терял сознание. Когда руководитель экспедиции предложил спустить его на базу, Рикки Хант ответил: «Если вы ищете дезертиров, то вы обратились не по адресу». Он дошёл до вершины. Руководитель позже отметил, что Рикки Ханта дотащила вверх только его мысль - других шансов у него не было.

Такова сущность современного менеджмента - мысль, которая движет вас вперёд и вверх, а также способность совершать сверхусилия вопреки всем обстоятельствам и побеждать их.

Рикки Хант в числе других особенностей интеллектуальных организаций рассматривает менеджмент как процесс постоянной учёбы и развития. Он уходил из компаний, в которых работал, в том случае, когда не мог больше научиться ничему новому. Ключевым приёмом менеджмента он называет умение задавать вопросы. Менеджер - тот, кто не только учится сам, но и создаёт среду для развития своей команды, учить людей мыслить и побеждать.

Выдающийся исследователь успеха Джим Коллинз, тоже альпинист, рассказывает в одном из своих интервью журналу «Искусство управления», как мысль сначала моделирует, а затем формирует будущее. Так для преодоления в 70-х годах одного «безнадёжного» маршрута он предпринял мысленный эксперимент, в котором представил этот непроходимый маршрут через 20 лет, когда даже новички будут воспринимать его как нечто само собой разумеющееся. Он проанализировал, за счёт чего этот маршрут может восприниматься как лёгкий, а потом воплотил эти идеи в реальном восхождении. Джим Коллинз показывает, что в проблемных ситуациях важно концентрироваться не на тяжести кризиса, а на преимуществах ситуации и путях возможных улучшений.

Развитие интеллектуальных навыков тесно связано с внедрением ценностей компании на всех уровнях её иерархии. Нужно постоянно совершенствовать себя, свои взаимоотношения с людьми, отношения к ресурсам, процессы в организации и доводить их до высочайшего качества. Быть открытым, честным, доступным, позитивным и готовым помогать своим коллегам. Без сомнений верить, что «я могу сделать это». Осознавать приоритеты и концентрироваться на них.

Постоянное развитие себя в интеллектуальной компании родственно постоянному росту компетентности в коллективном исследовательском диалоге, свойственном самообучающейся организации Питера Сенге. Секретность уходит в прошлое - вся информация становится открытой. Конкурентное преимущество достигается за счёт интенсивного информационного обмена во всей организации. Согласие и сотрудничество приходит на смену конфронтации и конфликтам.

Нет ничего невозможного, нужно только обдумать и понять осмысленность новой идеи, её пользу для компании и метод воплощения. Благодаря современным коммуникационным технологиям можно в любой момент найти любого члена самообучающейся организации для решения проблемы. Любой член интеллектуальной организации является профессионалом, способным достигать нужных результатов с помощью ресурсов знания всей системы.

Для интеллектуальных компаний характерно явление, которое теоретики менеджмента называют проактивностью - способностью предвидеть проблемы и решать их до наступления стадии «запущенности». Проблемы на стадии симптомов исследуются до выявления причин и решаются за счёт системных корректировок.

Всё это невозможно делать без глубинной уверенности в том, что в своей основе люди - положительные герои. Что различия между людьми, индивидуальность, своеобразие, непохожесть -это благо, а не зло. Что ошибки и провалы -необходимое условие совершенствования и семена будущих побед. К собственному мозгу нужно относиться как к саду, а значит - бережно и квалифицированно заботиться о нём. Это означает здоровый образ жизни, спорт, положительные эмоции, хорошее расположение духа. Для того чтобы мозг работал в полную силу, его нужно постоянно стимулировать новыми знаниями. Узнавая новое, мы мыслим по-новому. Если знания скудны, мышление столь же скудно. Учиться тому, как нужно мыслить, необходимо для того, чтобы постигать себя и других. Тогда появляется шанс, что не мысли, идеи и эмоции будут управлять нами, как буйные ветра, а мы будем использовать их силу.

Томас Стюарт, главный редактор журнала «Гарвард Бизнес Ревью», говорит в интервью российскому Интернет-изданию «Экзекьютив», что именно менеджеры сегодня формируют философию жизни в обществе XXI века. Эта философия становится совершенно «неклассической», т. е. «квантовой». Если г прошлом веке главным приоритетом была определённость и предсказуемость, то в новом веке пред стоит сформировать философию непредсказуемого и меняющегося мира. Томас Стюарт отмечает, что если в XIX веке, как говорил Шелли, «поэты были непризнанными законодателями мира»,то сегодня именно менеджеры влияют на глубинные пласты мировоззрения современных людей.

Руководитель - это мыслитель, сознание которого направлено на улучшение мира. Его роль - изобретать будущее. Его миссия - быть полезным обществу. Добро пожаловать в XXI век - век интеллектуальных организаций.

Желаем всем читателям деловой газеты «Просторы России» неустанно пребывать на гребне происходящих в мире изменений и быть готовыми чутко и гибко реагировать на них.

Татьяна РЯСИНА, Вадим НЕВРОВ,
тьюторы-консультанты
Школы бизнеса Открытого университета Великобритании,
Международного института менеджмента ЛИНК,
Орловской школы бизнеса

© 2020 Международный институт менеджмента ЛИНК