+7 (800) 505-15-30 +7 (495) 661-01-20 pk@ou-link.ru

Возможности ОДО в решении научных проблем информатизации профессионального образования

Открытое и дистанционное образование, №4(8) 2000 г. С.А. Щенников, А.Г. Чернявская, А.Г. Теслинов

Научные проблемы информатизации профессионального образования

Информатизация образования рассматривается здесь с нескольких точек зрения:

  • как процесс увеличения информационных средств и технологий в образовательных процессах
  • как процесс глобальных (технологических, политических, социальных, экономических, культурных и др.) изменений в обществе, отражающихся на требованиях к образованию
  • как процесс экспансии капитализма в образовательную сферу
  • как специфическая форма социальной организации образовательных систем, в которой, благодаря новым технологическим условиям генерирование, обработка и передача информации становятся факторами, изменяющими их облик
  • При таком видении процессов информатизации образования проявляется ряд научных проблем как отражение концептуальных противоречий в области информатизации профессионального образования. Имеется в виду следующее.

    • Проблема разработки таких форм использования информационных технологий в образовании, при котором в погоне за информацией и расширением информационных средств учебной деятельности сохраняются ценности образования как процесса развития знаний, умений, способностей, свойств личности взрослых студентов через формирование восходящих образов мира.
    • Проблема превращения информационных технологий из инструмента увеличения количества информации, способов его передачи и обработки в традиционных образовательных формах в средство формирования новых образовательных моделей, адекватных новым социальным отношениям.
    • Проблема концептуального изменения содержания образования в связи с закономерностями информатизации как научное обоснование бесперспективности попытки изменения содержания образования путем включения новых дисциплин, связанных с информационными технологиями без коренного пересмотра самих образовательных моделей.
    • Проблема развития образовательных технологий на основе информатизации без обострения социального противоречия: Сеть и Личность.
    • Проблема обоснованного формирования новых форм социальности, возникающих в связи с информатизацией в образовании, которые бы способствовали усилению качества образования.
    • Проблема своевременной трансформации развивающейся практики освоения информационных технологий в знания, пригодные для опережающего развития сознания взрослых студентов средствами образования.

    Решение этих и ряда других научных и научно-методических проблем информатизации образования имеет особенности в условиях, характерных для развития профессионального образования.

    Условия решения научных проблем в среде профессионального образования

    Основными условиями решения научных проблем информатизации образования являются следующие:

    • Существенные изменения образовательных потребностей у профессионально занятых студентов в связи с изменениями природы и характера деятельности предприятий, организаций и их персонала.
    • Изменение взгляда на профессиональное образование как на разовые акты повышения квалификации к образованию на протяжении всей жизни.
    • Существование в профессиональной среде широкой области практических знаний, которые нельзя передать через формулировки – так называемые неявные знания.
    • Необходимость постоянного присутствия образовательных систем и учреждений на рынках труда, включая глобальные.
    • Необходимость создания условий для функционирования и развития предприятий, в которых работают студенты, причем, предприятий, имеющих преимущественно сетевую природу.
    • Требование участия в непрерывном наращивании «человеческого капитала» предприятий и другие.

    Выполнение этого заказа со стороны профессионального образования только через существующие и исторически оправданные формы не представляется реальным.

    Возможности ОДО в решении научных проблем информатизации

    Система открытого дистанционного образования (ОДО) в настоящее время выступает как действующая экспериментальная «площадка» научных исследований проблем информатизации профессионального образования и обладает рядом объективных возможностей для их решения, восходящих к принципам ее построения.

    • В ОДО образовательное пространство образуется в виде синтеза собственно учебной, профессиональной и социальной сред, где выращиваются новые формы социальности, обусловленные процессами информатизации. Этим создается реальная среда, формирующая образ будущего и механизмы его достижения. Опыт существования в таком пространстве показывает, что ряд отмеченных проблем разрешается путем объединения андрагогического, развивающего и контекстного подходов к обучению и образованию.
    • Профессиональное образование силами ОДО выполняет определенную работу по формализации неявных, квазинаучных знаний, которая в той или иной степени более присуща науке. Это происходит благодаря ряду необычных организационных форм учебной деятельности, которые приняты в ОДО (тьюториалы, воскресные школы, работа с особенными учебниками, работа в группах взаимопомощи и т.д.), благодаря деятельностному подходу к обучению и другим идеям ОДО. Правильно организованное в процессе конкретной учебной деятельности взаимодействие с квазинаучным знанием позволяет существенно расширить «каналы взаимодействия» студентов с внешним миром. Здесь образование реально опережает научные знания.
    • Проблемы концептуального изменения содержания образования решаются в ОДО на основе компетентностного подхода к формированию образовательных программ. Это позволяет развить дисциплинарный способ построения образовательных курсов в образовательную технологию, которая направлена на развитие уровней компетентности студентов и поэтому принципиально не может быть устроена по принципу «учебных дисциплин».
    • Философия ОДО ориентирована на одновременное достижение двух целей:
      • развитие компетентности студентов
      • повышение эффективности работы компаний, в которых работают студенты.

    Такой взгляд на задачи профессионального образования захватывает области, в которых могут быть решены и решаются проблемы обоснования расширения влияния образования, построенного на новых информационных технологиях, за пределы учебных аудиторий.

    Используя эти и другие возможности ОДО в МИМ ЛИНК проводятся научные исследования, направленные на решение практических и концептуальных проблем информатизации профессионального образования.

    © 2019 Международный институт менеджмента ЛИНК