+7 (495) 661-98-20 +7 (800) 505-15-30 pk@ou-link.ru

Перспективы дистанционного образования

Вузовские вести, №6, март 1999 г.ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Ключевой темой компьютерного обучения являются расходы... Даже на создание компьютерных учебных программ средней сложности на компакт-дисках может потребоваться в 20-100 раз больше времени, чем на подготовку лекции в аудитории... Эти программы пользуются слабой поддержкой со стороны учебных заведений и устаревают ко времени завершения работы...

Хотя интерактивность и заложена в компьютерном обучении, студент, в основном, является пассивным участником. Он может отвечать на вопросы или взаимодействовать с программой каким-то незначительным образом, но не создавать материал".

Переосмысление развития сферы управления в новой Европе.
"Доклад Туринской группы, Европейский Фонд Образования, 1998.

В последние годы, как в России, так и во всем мире идут активные процессы развития образовательных школ и технологий, близкие по своей стремительности к революционным.

Одним из их проявлений является распространение со скоростью степного пожара дистанционных форм обучения

Одним из видимых стимуляторов этого развития является информационная революция и стремление применить ее достижения в образовании. Однако реальных достижений здесь пока не столь много.

Значительно более важным фактором является экспоненциальный рост потребностей в обучении, диссонирующий с остающимися почти неизменными на протяжении шести веков методами обучения. Университетская организация обучения, дисциплинарный, научный подход к преподаванию, лекционные и семинарские формы обучения оказались столь удачными, что на века законсервировали прогресс в этой области, тогда как практически во всех остальных сферах человеческой деятельности происходили кардинальные изменения.

Конечно, в образовательных экспериментах и находках недостатка не было. Так первая историческая форма дистанционного обучения появилась еще в конце прошлого века с возникновением регулярной почтовой связи. В несколько модернизированном виде обучение по переписке существует до сих пор.

Заочное обучение, которое попыталось соединить корреспондентские и очные подходы, можно отнести ко второй генерации дистанционного образования.

Качественный скачок произошел с созданием так называемого Открытого дистанционного образования (ОДО). Впрочем, идея максимальной открытости (доступности) образования, давшая название этой модификации, вряд ли является основной.

Значительно более важно то, что создатели distance learning - ученые Открытого Университета (ОУ) Великобритании - оптимальным, системным образом соединили несколько десятков разработанных ранее методик и подходов к обучению, превратив их в целостную технологию.

Можно выделить два основных блока таких подходов, один из которых касается собственно методик обучения, а другой - метод обслуживания студентов, как потребителей.

Методологическая база ОДО

Одним из основных подходов, используемых в ОДО, является широкое применение активных методов обучения, как при очных занятиях, так и в организации работы с учебными материалами. Именно активизация самообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения в учебный процесс личного опыта студентов и их рабочей ситуации, использования методов проблематизации позволяет повысить эффективность обучения посредством чтения до уровня лекционного.

Интересно, что для взрослых людей, обладающих значительным личным опытом, такое самообучение даже предпочтительней лекционной формы, поскольку предоставляет достаточное количество времени для осознания взаимосвязи между имеющимися, знаниями и опытом и предлагаемыми в ходе обучения.

Нужно отметить, что системное использование особенностей обучения взрослых - андрагогика - фактически и возникла в ходе разработки ОДО.

Взрослые значительно сильнее ощущают нехватку времени, поэтому активные методы очных занятий типа деловых игр, групповых дискуссий, коллективной работы с case study, тренингов, которые позволяют наиболее эффективно использовать временные ресурсы, являются доминирующими в ОДО.

Другими, не менее важными задачами очных занятий являются предоставление студентам обратной связи, коррекция неправильно понятых вопросов и создание мотивации на обучение.

Краткий перечень других подходов к образованию, используемых в ОДО ее приведен ниже:

  • Образовательный подход: помощь в формировании у студента собственной широкой картины взглядов, а не навязывание правильной.
  • Развивающий подход: обучение умению думать и использовать знания, а не только знать.
  • Переход от дисциплинарного к интегративному, междисциплинарному методу построения курсов и программ.
  • Широкое вовлечение в учебный процесс собственного опыта студента, а также опыта других студентов.
  • Сочетание активных групповых методов обучения и индивидуального взаимодействия тьютора с каждым студентом (письменные работы, консультирование).
  • Обучение на протяжении всей жизни человека (продолженное образование).
  • Сочетание универсальности изложения курсов и обучения студентов навыкам адаптации содержания к конкретным видам деятельности.

Система "обслуживания" студентов

Одним из основных подходов, сделавших Открытое образование таковым, была идея улучшения обслуживания студентов, предоставление им максимально удобных условий обучения, фактически при этом реализуется так называемый маркетинговый подход. Главную роль при этом играет идея системного подхода к обеспечению студентов всем необходимым.

Почему так важен системный подход в технологии дистанционного образования? Вот как отвечает на это Мор в книге Дистанционное образование:

Всеобщее заблуждение среди специалистов по образованию, которые не знакомы с системным подходом, состоит в том, что можно получить выгоды от использования в образовании технологий передачи информации без попытки что-либо изменить по другим направлениям организации образования. Они думают, что перемещением камер, компьютеров и микрофонов в классе, школе, университете можно увеличить количество зачисляемых, обеспечить новые учебные курсы (планы) и сэкономить деньги.

Увы, это очень незрелый взгляд на дистанционное образование и он не будет работать. Невозможно повышать качество, обучать большее количество студентов и по меньшей цене без реорганизации образования в соответствии с системной моделью.

Аналог ситуации, с которой мы имеем дело, можно найти в индустрии авиаперевозок. На заре коммерческой авиации пассажиры встречались с пилотом и его помощником на взлетной дорожке, оплачивали билеты и шли вместе со своим багажом в аэроплан, а затем летели в место назначения.

Сегодня индустрия авиаперевозок зависит от системной поддержки, в которой существует специализация труда - сотни специализированных рабочих мест - и изощренные, обеспеченные компьютерной поддержкой потоки деятельности, что гарантирует, что деятельность каждого будет сочетаться с деятельностью других. Результатом этого организационного искусства является обеспечение высокого качества услуг в сочетании с меньшими затратами для миллионов пассажиров.

Как и авиаперевозки система дистанционного образования только тогда становится эффективной с точки зрения затрат, когда можно воспользоваться преимуществами экономии за счет масштаба. Это означает снижение затрат на одну персону по мере увеличения числа пользователей системы...

Эта концепция, так знакомая нам из других областей, пришла как результат другой общей практики, которая становится возможной благодаря системному подходу - разделению труда.

... Странно, но образование является одной из немногих областей современной жизни, где разделение труда или специализация еще не получили широкого распространения на практике.

Итак, именно системный подход позволяет разрешить кажущееся противоречие между массовостью обучения, необходимой для снижения затрат, и качеством. Как показали исследования кампании Nuclear Electric (UK) дистанционная технология позволяет снизить расходы на внутрифирменное обучение в 2,5 раза при том же уровне качества.

Дополнительные возможности дает сетевой подход, который делает обучение огромного количества студентов в большом числе учебных центров почти индивидуальным.

Однако при этом возникает проблема согласования деятельности учебных центров, которая невозможна без развитой системы поддержания качества, собственных стандартов в этой области. Фактически именно стандартизация является тем связующим звеном, которое превращает отдельные методы и методики в единую Технологию.

Среди методов обслуживания нельзя не отметить такую новацию, как модульное построение программ из полугодовых курсов, позволяющее студенту формировать свою индивидуальную программу обучения.

Системы контроля

Одна из наиболее важных подсистем ОДО - это система контроля. Вопросы обратной связи, включая оценку успехов студентов, вообще являются для дистанционного обучения ключевыми, поскольку преподаватель относительно редко контактирует со студентом.

Тем не менее, в этой области были достигнуты впечатляющие успехи. Тестовая система была отвергнута, как заведомо неприемлемая, поскольку позволяет проверить, в основном, способности студента к запоминанию. Более важно проверить умение студента анализировать проблемные ситуации, синтезировать решения, использовать сочетание теоретического материала с собственным опытом.

Все эти функции реализуются как в экзаменационных процедурах, так ив текущих письменных работах, которые студенты делают примерно раз в месяц.

Важную роль играют предоставляемые студенту возможности самоконтроля в виде системы вопросов и ответов в учебниках. В отличие от часто используемых заключительных тестов эти вопросы равномерно распределены по тексту с тем, чтобы не столько контролировать студента, сколько стимулировать его активность.

Для специфики Открытого образования вообще характерно не столько контролировать студента, сколько помогать ему, что находит, например, выражение в обязательных комментариях тьютора к письменным работам и др.

Тем не мене заключительный письменный экзамен очень строго регламентирован и проводится в очном режиме, для чего во все регионы одновременно отправляются сотни экзаменаторов с запечатанными в пакеты экзаменационными билетами. В таких же пакетах они привозят в центральный офис на проверку работы студентов.

Второй уровень системы контроля ориентирован на проверку и согласование работы самих проверяющих. Он включает повторную проверку примерно 10% письменных работ, статистический анализ уровня и распределения оценок различных преподавателей, процедуры согласования экзаменационных оценок по всем странам, в которых проходит обучение и др.

Перспективы дистанционного образования

Мощная технологическая и методологическая база Открытого образования является хорошим трамплином для его развития. Но есть ли основания предполагать, что оно со временем возьмет на себя основную нагрузку по расширенному обучению специалистов? И если да, то что придает ему эти качества?

Конечно, прежде всего, это - уникальная доступность. А она является результатом малой потребности в очных занятиях и наличия широкой сети учебных центров. Наверное, наибольший выигрыш дает дистанционное образование в удаленных от центральных районов городах, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Это особенно важно для такой обширной страны, как Россия.

Доступности способствует и модульное построение курсов. Каждый может выбрать себе курсы по потребности и, естественно, количество их комбинаций многократно превосходит количество возможных специальностей очного или заочного обучения. Кто-то учится с перерывами, стараясь максимально использовать все идеи курса, реализовать их на практике, а другой изучает одновременно несколько курсов. В целом же студент может постепенно достигать любых уровней квалификации.

Во-вторых - это практичность обучения, которая достигается за счет комплекса методов адаптации обучения к потребностям трудовой деятельности студента и ориентации на достижение практических результатов на работе студента еще в процессе обучения.

В третьих - низкие относительные затраты на обучение, что связано с малой потребностью в аудиториях и преподавателях, а также отсутствием необходимости поездки студента на сессию (тьютор сам приезжает к студенту). Особенно важно эта для взрослых людей, в стоимость обучения которых необходимо включать и недополученную заработную плату.

В четвертых - высокая мобильность. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное. Тиражировать хорошие учебники дешевле, чем профессоров.

И, наконец, дистанционная технология максимально экономно относится к свободному времени студента. В основном он учится дома (или на работе) и не тратит время даже на поездку в институт. Кроме того, он может учиться именно в те моменты времени, когда не загружен другими делами, т. е. в наименее ценное время.

Ясно также, что все эти особенности дистанционного обучения дают эффект не только сами по себе, но и во взаимодействии, что и позволяет говорить о нем, как о качественно новой форме обучения.

Международный институт менеджмента ЛИНК

Международный проект по созданию сети дистанционного обучения в России возник благодаря инициативе группы научных сотрудников Центрального аэрогидродинамического института, преподавателей МГУ и МФТИ. Программы и методики Открытого Университета привлекли к себе внимание тем, что оказались в наибольшей мере подходящими для решения задачи качественной переподготовки большого числа руководителей и специалистов к работе в условиях рынка.

В июне 1991 года в г. Жуковском началось обучение на английском языке первой группы из 20 студентов по курсу Эффективный менеджер. В апреле 1992 г. был учрежден Международный Центр Дистанционного Обучения ЛИНК (после аккредитации - Международный Институт Менеджмента ЛИНК), а осенью того же года ЛИНК уже имел региональные центры в 15 городах страны, в которых обучалось 539 студентов. С тех пор продолжается устойчивый рост числа студентов ЛИНК и его региональных центров. Так, весной 1999 г. количество студентов, обучающихся только по программам ОУ, составляет 3 300.

Реализация ОДО в России потребовала решения ряда серьезных задач таких, как создание сети региональных центров (около 80), подготовка первого Российского корпуса тьюторов - преподавателей, владеющих активными методами обучения, создание не имеющей прецедентов системы повышения квалификации тьюторов, перевод и адаптация учебных материалов.

Важно было также совместить Российские и Британские стандарты качества обучения, в результате чего ЛИНК одним из первых негосударственных Вузов прошел аккредитацию и теперь имеет право выдавать как дипломы государственного образца РФ, так и Открытого Университета.

ЛИНК сконцентрировал свое внимание на обучении наиболее дефицитным профессиям, которых еще недавно в России практически не существовало: менеджмент, маркетинг, финансовый менеджмент. За семь лет переподготовку прошли около 20 тысяч человек, из которых более 55% составляют руководители среднего и высшего уровня.

Интересно, что около 10% студентов ЛИНК составляют работники образования, которые таким образом на практике изучают технологию дистанционного обучения.

В настоящее время на русском языке преподаются семь полугодовых курсов:

  • Эффективный менеджер
  • Практический маркетинг
  • Финансовый менеджмент и ПК
  • Управление развитием и изменением
  • Управление ресурсами в условиях рынка
  • Предприимчивый менеджер
  • Экономика для руководителей: проблемы и практика.

Три первых представляют программу Менеджер профессионал, а два последующих - Корпоративный менеджер.

С осени 1997 года начато обучение на английском языке по программе Мастер Делового администрирования. В то время она была первой программой МВА предлагаемой в России и аккредитованной на международном уровне (в АМВА, www.mba.org.uk).

Следует отметить, что даже перевод и адаптация зарубежных курсов для ОДО требует очень больших затрат, тем более, что не реже, чем раз в 2 года, их коренным образом перерабатывают. Тем не менее, МИМ ЛИНК накапливает и собственный опыт разработки дистанционных курсов обучения, первым из которых стал Предприимчивый менеджер.

Сейчас ведутся работы над созданием курса Гуманитарное образование менеджера, который позволит комплектовать программу высшего образования по российскому стандарту Менеджмент только дистанционными курсами.

Но, наверное, самым большим успехом ЛИНК стала самостоятельная разработка программы Английский язык для занятых людей, которая впитала в себя все основные элементы дистанционной технологии и реализовала их в совершенно другой области обучения. Фактически речь идет о разработке новой технологии, которая хотя и является одной из модификаций ОДО. но имеет и собственные особенности, связанные со спецификой обучения языку. Так, оптимум отношения длительности домашних и аудиторных занятий здесь уменьшается примерно от 4 до 1,5. Значительно возрастает значимость использования видео- и аудиоматериалов и т. д. В настоящее время более 20 учебных центров ЛИНК уже ведет обучение с использованием этой технологии.

Несистемный подход к реализации дистанционного образований в условиях недостатка требуемых финансовых ресурсов может привести к непоправимым потерям вплоть до дискредитации самой идеи ОДО, поэтому ЛИНК уделяет большое внимание вопросам повышения качества обучения.

Очередной семинар на тему "Система обеспечения качества в дистанционном образовании: опыт проблемы, технологии" проводится ЛИНК в этом году 15-16 апреля в соответствии с планом работ Координационного совета в области дистанционного обучения Министерства образования РФ при участии РАБО, АНВУЗ и Союза негосударственных Вузов Москвы и Московской области.

Виктор Орехов

© 2022 Международный институт менеджмента ЛИНК