+7 (495) 661-98-20 +7 (800) 505-15-30 pk@ou-link.ru

Особенности учебных материалов в системе открытого дистанционного образования взрослых



Щенников С.А., ректор МИМ ЛИНК Щенников С.А.,
ректор МИМ ЛИНК

«Управление персоналом», №9(74) 2002 г. Особенности учебных материалов в системе открытого дистанционного образования взрослых

Образование взрослых - это та сфера знания, которая больше всего соответствует задачам развития персонала организаций. Трудно себе представить (компанию, где сотрудники в свободное от работы время или во время работы прилежно сидят за партами и записывают за преподавателем страницы учебника, которые нужно прочитать дома и потом на уроке пересказать своими словами. Взрослые, во-первых, изучают только то, что нужно для дела, во-вторых, только быстро, в-третьих, только на живых примерах из практики. То, что не «попадает» в эту триаду, занятые взрослые называют «философией» или еше хуже и теряют к этому живой интерес.

В таких необычных для педагогики условиях речь может идти только об особенных учебниках для взрослых и особенных подходах к их изучению. Лучше всего эти особенности воплощаются в системе открытого дистанционного образования взрослых, в которой преобладает, во-первых, образование над обучением, во-вторых, самостоятельная работа над работой с преподавателем (тьютором), в-третьих, работа с открытым, то есть развивающимся, знанием над работой с застывшими канонами.

Обсудим кратко эти особенности с точки зрения «устройства» учебных материалов для работающих, занятых взрослых.

Считают, что основоположником особенного, системного использования учебных материалов для обучения является известный педагог Ян Коменский, который 350 лет назад ввел в широкую практику иллюстрированные учебники и написал свою «Великую дидактику». С тех пор эта дидактика получила обоснование и развитие, в том числе в практике и теории образования взрослых.

Так, с середины XIX века с возникновением почтовой связи стали развиваться «корреспондентские методы» дистанционного обучения, которые были основаны преимущественно на использовании учебных материалов, переписки между учеником и учителем и элементов промежуточного контроля знаний. Эти методы вошли в арсенал современных средств образования взрослых.

В середине XX века последователи бихевиористского подхода в рамках идеи «программированного обучения» создали «учебные пакеты» - комплекты дидактических материалов для индивидуальной работы студента. В такого рода «учебный пакет» входят: учебные материалы и пособия, набор инструкций по организации самостоятельного обучения, тренировочные задания, средства самопроверки и стандартизованного контроля, дополнительные и вспомогательные учебные материалы. Они также разработали алгоритмы последовательной, самостоятельной работы учащегося: постановку цели, работу с особенным образом организованной информацией, выполнение заданий, тестирование. Многое из этого подхода используется и в современных концепциях обучения и самообучения взрослых.

Обсудим сначала общие, а затем частные особенности построения учебных материалов, которые теория и практика развития персонала организаций по технологиям открытого дистанционного образования взрослых смеют называть эффективными. Ярким примером реализации бихевиористской идеи являются самоучители иностранных языков. Парадоксально, но даже в этой относительно простой области образования использование только самоучителей не приводит к впечатляюшим успехам. Не помогает даже включение в учебные комплекты видеоматериалов и программ на компакт-дисках.

Стала очевидной необходимость создания на основе учебных материалов специально организованной образовательной среды, обеспечивающей в том числе и поддержание определенного уровня взаимодействия с преподавателем с получением от его обратной связи.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЗАНЯТОГО ВЗРОСЛОГО В ОДО

Открытое дистанционное образование (ОДО), возникшее около 30 лет назад, интегрировало в себя около двух десятков педагогических методик и подходов, разработанных в XX столетии. Стоит познакомиться с ключевыми особенностями ОДО.

Во-первых, учебные материалы и образовательные технологии в ОДО, как правило, ориентированы не на обучающий, а на образовательный подход, результаты которого очень трудно измерить, а тем более программировать. Ведь образование в отличие от обучения имеет дело не столько с заранее известными сферами знаний и навыков, сколько с образами деятельности, образами мира, с комплексами способностей студентов, с задачами формирования студентами собственной картины взглядов на разнообразные ситуации, которые во множестве создает бизнес-среда. Именно такой подход особенно плодотворен для подготовки высшего управленческого звена и специалистов творческих профессий.

Рис. 1. Источники знаний в ОДОРис. 1. Источники знаний в ОДО. Во-вторых, образовательный процесс в ОДО ориентирован на комплексное использование максимального количества разнообразных источников знаний (см. рис. 1), включая собственный опыт студента и его практику, личное обшение с преподавателем и учебной группой и т.д. Эта идея воплощается и в учебных материалах, в которых эти источники интегрируются в процесс самообучения студента.

В-третьих, программы ОДО, как правило, представляют собой не набор коротких нацеленных на запрограммированный результат курсов, а многоуровневую систему, включающую в себя десятки взаимосвязанных модулей, что позволяет студенту выбирать собственную образовательную «траекторию» либо достигать признанных профессиональных квалификаций высокого уровня. Это позволяет реализовать одну из центральных идеологий ОДО - идеологию «Learn and Live» - «Образование по жизни».

В-четвертых, учебные материалы ОДО ориентированы не столько на освоение знаний, умений и навыков, сколько на развитие студентов как личностей. Этому помогает широкий спектр учебной деятельности, включающий такие слабо алгоритмизуемые виды мышления, как проблематизаиия, творчество, рефлексия, практическое применение в изменяющихся условиях, стратегическое мышление и др.

Наконец, в образовательных подходах ОДО как центральное используется представление о том, что студент - это взрослый человек со свойственными ему особенностями обучения и образования. В соответствии с этим в качестве одной из основных педагогических концепций используется андрагогика, рекомендации которой по учету особенностей обучения взрослых представлены в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендации по учету обучения взрослых ОсобенностиРекомендации Стремление к самостоятельности и самореализации

  • Предоставлять возможность занять ведущее место в обучении
  • Создать возможность личностного включения в обучение
  • Учитывать ожидания взрослых, их возможности и ограничения Эпизодичность периодов обучения
  • Ориентироваться на короткие вспышки учебной активности
  • Разбивать материал на выполнимые разделы Концентрация на профессиональных и личностных целях, проблемах и задачах
  • Учитывать потребности и мотивацию обучающегося
  • Знать намерения студента, прояснять его цели
  • Приступать к обучению с интересующих студентов проблем
  • Не обязательно изучать темы в логике построения курса Стремление соединить обучение с профессиональной деятельностью

    Наличие стереотипов и предпочтений относительно стилей и методов обучения
  • Идти в обучении от профессиональных проблем и опыта студента
  • Широко использовать деловые игры, моделирование, case study

  • Знать различные стили обучения, развивать у студентов навыки обучения Предпочтительные стили обучения:
    • Аналогии
    • Использование имеющихся знаний и опыта
    • Метод проб и ошибок
    • Меньше запоминания - демонстрация и имитация
  • Связывать новый материал с имеющимися знаниями и опытом
  • Чаше обращаться к опыту студентов
  • Стремиться активизировать обучение, сделать его исследовательским
  • Поощрять и подкреплять достижения студентов на основе обратной связи
  • Связь с практикой: взрослый рассчитывает на немедленное получение результатов обучения
  • Идти от упрощенных задач к более сложным
  • Строить целое из частей, отделяя значимое от малозначимого
  • Для закрепления материала полагаться на понимание, а не память
  • Использовать демонстрационные приемы Отсутствие интереса к обшим принципам
  • Идти от конкретного к обшему, а не наоборот;
  • поощрять вопросы об общих принципах, устанавливать общее в конкретных положениях
  • Создавать мотивацию для дальнейшего обучения Наличие конкурирующих интересов
  • Помнить, что у взрослых много ограничений в учебе (социальных, временных, финансовых)
  • Создавать компактные и эффективные циклы обучения взрослых

    Источники знаний в ОАО

    Кроме печатных материалов, учебные комплекты оснащаются аудио- и видеоматериалами, а также компакт-дисками с учебными программами все это рекомендуется изучать по единому плану курса.

    Серия вопросов в учебниках ориентирует студента на систематизацию и переосмысление своего опыта, а также практическое применение полученных знаний на практике (параллельно с обучением).

    Ключевую роль играет преподаватель-консультант (тьютор), который организует групповые занятия, на которых в активном режиме решаются проблемные ситуации, рассматриваются ключевые концепции, проводятся групповые дискуссии.

    Студентам рекомендуется обсуждать вопросы курса в неформальных группах взаимоподдержки, и они могут получать консультации преподавателя по мере необходимости (вне плановых занятий).

    Студент во многом самостоятельно отбирает именно тот комплекс источников знаний, который соответствует его опыту и его уникальному видению мира. Ясно, что результат усвоения такого «открытого» набора знаний в полной мере запрограммировать нереально.

    Наряду с андрагогическим подходом к образованию и обучению взрослых используют и другие педагогические методики и подходы:

    • Сближение обучения с практической и продуктивной деятельностью студентов.
    • Активные и интерактивные подходы и техники обучения.
    • Образовательный, развивающий подход.
    • Подход к образованию через личностное развитие.
    • Проблемное обучение.
    • Деятельностный подход к образованию и обучению.

    Кроме того, используется ряд образовательных идей, связанных с философией ориентации на потребителя (маркетинговый подход):

    • Ориентация на потребности и особенности восприятия потребителей (ими может быть не только студент, но и корпоративный заказчик и т.д.).
    • Открытость - обеспечение максимальной доступности и удобства обучения.
    • Оптимизация временных и финансовых затрат студента.
    • Гибкость - возможность выбора студентом количества, порядка и темпа изучения курсов.
    • Системность и целостность (в построении курсов и обеспечении студентов всем необходимым для обучения).
    • Технологический подход (включая системы поддержания качества и операционных стандартов).
    • Сочетание индивидуального подхода в обучении с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания. Эти и некоторые другие особенности обучения и образования взрослых отражаются не только в особенностях учебных материалов для них. Но здесь мы будем говорить лишь об этом.

    В данной работе в основном рассмотрены подходы, реализуемые Международным институтом менеджмента (МИМ) ЛИНК и его британском партнером - Школой бизнеса Открытого университета Великобритании (ШБОУ) при обучении взрослых людей, работающих в сфере менеджмента и бизнеса.

    ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОДО

    При написании учебных материалов в идеологии ОДО авторы должны погрузить свое сознание в особенную среду образования взрослых, чтобы получились материалы со следующими общими свойствами.

    1. Свойство комплексности (от лат. complexus - связь, сочетание). В учебных материалах для взрослых сочетаемость следует создавать по нескольким направлениям:

    • По видам учебных материалов: учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, методические материалы и др.
    • По формам работы с учебными материалами: для самостоятельного изучения, для работ в виртуальной среде, для очных форм (тьюториалы, воскресные школы), для групповых и индивидуальных занятий.
    • По каналам восприятия: учебники и пособия для чтения, для просмотра, для прослушивания, для испытания в действии.
    • По разнообразию видов деятельности студентов и уровням усвоения материалов: материалы информационного, репродуктивного, проблемного, креативного уровней.

    2. Свойства объемности и полноты информации, содержащейся в учебных материалах, ее достаточности для освоения конкретной образовательной программы - ведь взрослый и занятый студент вряд ли найдут возможность для изучения дополнительной литературы по курсу.

    3. Свойство вариативности содержания и способов деятельности обучающихся по усвоению курса. Иными словами, в учебные материалы должна быть встроена возможность изучать курс разными способами. Каждый студент берет от курса столько, сколько позволяют ему его временные ресурсы и сколько требуется в соответствии с его целевыми установками.

    4. Свойство новизны. Знания в сфере менеджмента ориентированы на достижение конкурентных преимуществ и потому отдельные концепции достаточно быстро устаревают. Следовательно необходимо регулярно обновлять учебные материалы с ориентацией на самые современные разработки и инновации.

    5. Свойство оригинальности. Стремление к оригинальности - это, пожалуй, общая черта всех продуктов нашего времени. В учебных материалах для взрослых это проявляется в том, что они «должны» постоянно удивлять и интриговать студентов.

    Эти обшие свойства учебных материалов для взрослых по-особенному раскрываются в их компонентах. Обсудим здесь такие:

    • Особенности отбора содержания материалов
    • Особенности структуры учебных материалов
    • Особенности представления материалов

    Так, особенности отбора содержания учебных материалов в ОДО состоят в том, что они должны быть выстроены в соответствии с актуальными потребностями студентов. Вот это «актуальное» и составляет ключевую сложность отбора и построения содержания курсов и учебников для взрослых.

    Практика и закономерности обучения взрослых студентов в ОДО «выделяют» несколько принципов отбора содержания образования, определяющих особенности учебных материалов в системе ОДО:

    • Принцип соответствия содержания образования во всех элементах и на всех уровнях потребностям различных субъектов: личности студента, организации, в которой студент работает, общества, в котором существует студент и организация.
    • Принцип ориентации при отборе и построении содержания образования на требования, предъявляемые к компетентности выпускников учебных курсов и программ. Идея компетентности выступает в качестве ключевого инструмента отбора содержания образования.
    • Принцип единства содержательной и процессуальной сторон деятельности студентов. Речь идет о том, что содержание материалов должно быть адекватным усваиваемой профессиональной деятельности студентов.
    • Принцип сочетания социального и индивидуального опыта студентов как составляющих содержание образования. Это означает, что тексты учебников должны обращаться к опыту жизни и деятельности студентов как людей взрослых, то есть людей с собственной историей.
    • Принцип представленности в содержании образования трех сфер деятельности специалиста: учебной, социальной, профессиональной.
    • Принцип целостности и системности содержания образования относительно социально-профессиональной деятельности студентов. Иными словами, в основе содержания образования должны быть положены профессиональные задачи обучающихся взрослых.
    • Принципы проблемности и диалогичности. Учебники «должны» возбужлать проблемы для студентов и в беседе с ними разрешать эти проблемы. Не зря же говорят, «ты поймешь только то, что исправишь...».

    Размышление над способами «упаковки» знаний в учебниках ОДО с соблюдением всего вышеупомянутого комплекса требований приводит к пониманию, что это возможно только при использовании так называемого «модульного принципа» построения содержания.

    Следование этому принципу предполагает построение программ обучения из образовательных модулей; установление в соответствии с каждым модулем определенных образовательных кредитов, из которых складывается образовательный стандарт на освоение программы подготовки и переподготовки обучаемых; создание возможности для определения обучающимися индивидуальной образовательной «траектории» в открытом образовательном пространстве.

    В качестве модуля могут выступать как учебный курс в целом, так и отдельные блоки курса. Важно заметить, что модуль - это не просто самостоятельный фрагмент учебной дисциплины, как ее текстовая или тематическая часть. Модуль должен отвечать требованию целостности. Это означает, что он должен содержать не только законченный отрезок учебного материала, но и полный цикл деятельности обучающегося по освоению этого материала. В каждый модуль должны быть включены содержание и виды деятельности студента, обеспечивающие освоение этого содержания на четырех уровнях - «знать», «уметь», «владеть», «быть».

    От одного учебного модуля к другому обеспечивается повторяемость циклов деятельности студентов, закрепленных в формах организации образовательного процесса.

    Продолжительность изучения минимального модуля, несущего в себе все признаки целостности (курс), должна быть ориентирована на возможности большей части потребителей. Как правило, она равна 3-6 месяцам. Более крупные программы состоят из нескольких курсов и в свою очередь выстраиваются в цепочки программ.

    Поскольку продолжительность обучения студента может составлять несколько лет, то структура системы программ и их основные цели остаются неизменными значительно более продолжительное время, чем отдельные курсы, которые пересматриваются каждые 2-3 года, а раз примерно в 10 лет меняются радикально.

    Таким образом, цели и основные контуры содержания курса во многом определяются его ролью в более крупной программе, хотя не исключено и создание отдельных курсов.

    Цели курса «диктуют» объем и содержание знаний, необходимых для подготовки специалиста соответствующего уровня.

    Такого рода особенности содержания учебников для взрослых порождают особенности их структуры.

    Рис. 2. Многоуровневая структура
    программ ОДОРис. 2. Многоуровневая структура программ ОДО. Так, программы Открытого университета Великобритании, предлагаемые в нашей стране МИМ ЛИНК, представляют собой многоуровневую систему, представленную на рис. 2. Студент может изучить или отдельные полугодовые курсы, или целые программы, причем изучение программ более низкого уровня учитывается в программах более высокого уровня. Например, изучение программ «Менеджер-профессионал» и «Корпоративный менеджер» позволяет студенту программы MBA не изучать курс «Основы высшего менеджмента» (единственный годовой курс).

    При подготовке курсов для профессионального обучения формулировку целей желательно осуществлять с точки зрения системы компетенции, которую должен приобрести студент, и соответствующих стандартов. Так, программы ШБОУ-ЛИНК, приведенные на рис. 2, соответствуют британским профессиональным стандартам компетентности менеджеров MCI.

    ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    Рис. 3. Основные компоненты курсаРис. 3. Основные компоненты курса. Термин «структура» открывает слишком широкие возможности для порождения смыслов, отчего корректности ради полезно всегда уточнять, о какого рода структуре идет речь. Покажем здесь несколько вариантов структур учебных материалов для взрослых.

    Обобщенно одна из структур учебных материалов для взрослых может быть представлена так, как это показано на рис. 3. Это основные компоненты курса, которые должны быть воплощены различными способами в учебниках и пособиях.

    Таблица 2. Вертикальная структура учебной программы Уровень структурыПримерный объем страниц 1Система программ8000 2Программа2000 3Курс500 4Модуль120 5Книга60 6Раздел15 7Параграф3 8Фрагмент текста0,5 9Абзац0,1 Другой пример структуры учебных материалов дается в табл. 2. Это своего рода отражение распределения частей текстов в учебных материалах. Мы называем это «вертикальной структурой учебных программ в ОДО». Здесь же дан примерный объем учебных материалов ШБОУ-ЛИНК на каждом уровне в страницах. В хорошо структурированной программе объемы близлежащих уровней должны соотноситься, как 1:7±2 (7±2 - объем оперативной памяти человека).

    Рис. 4. Пример «горизонтальной» структуры учебного курса «Эффективный менеджер»Рис. 4. Пример «горизонтальной» структуры учебного курса «Эффективный менеджер» На каждом из достаточно высоких уровней курса (вплоть до раздела) строение содержательных модулей должно иметь некоторую особенную «горизонтальную» структуру, например, такую, как показано на рис. 4. Эта структура отражает элементы курса, которые организуют обший процесс освоения учебного материала.

    Но существует еше и другая структура учебных модулей, которая целенаправленно организует деятельностное пространство студентов в ходе процесса освоения материалов. Речь идет о том, как и по каким видам учебных средств распределяются компоненты содержания модулей.

    На рис. 5 представлена такого рода структура учебных модулей в ОДО.

    В каждый учебный модуль включен текст, несущий основное содержание, иллюстрирующие примеры, тесты и задания для студентов, ссылки на примеры, вопросы и упражнения. Все это распределяется по учебникам, хрестоматиям, средствам обучения на видео-, аудионосителях, методическим пособиям и др.

    Особенности такого построения учебных модулей заключаются в следующем.

      1. Каждый модуль начинается с навигационного блока, позволяющего увидеть его в целом. Это может быть сделано в виле пояснительной записки к тексту.
      2. Учебный молуль «показывает» содержание курса студентам в виле целостных картин, демонстрируюших их смысловую расчлененность на конкретные блоки. Лучшими формами построения таких «картин» являются те, которые показывают единство смысловых единиц через противоположности.
      3. Между содержательными блоками организуются взаимные ссылки.
      4. Характер ссылок между содержательными блоками и (или) между модулями демонстрирует такие целостности, для которых удаление одного из элементов означало бы их нарушение. Это должно быть очевидным для студентов.
      5. Курс в начале освоения «задает» обшую (абстрактную) картину предмета и показывает ее объективную расчлененность через единство противоречий.
      6. Каждый блок углубляет содержание каждой части абстрактной картины через более конкретные абстракции со своей особенной структурой расчлененности.
      7. Предельный уровень конкретности создается в каждом блоке через обращение к бытию, практике мышления и деятельности.
      8. Учебники позволяют студенту работать с ними как с рабочей тетрадью.
      9. По каждому содержательному блоку модуля предлагаются задания для самостоятельной работы, предполагающие вовлечение различных аспектов личности студента в процесс усвоения.

    Рис. 5. Распределение учебного материала по видам средств обученияРис. 5. Распределение учебного материала по видам средств обучения

    Приведенные структуры учебных материалов свидетельствуют об их непростом «устройстве», ядром которого становится технология подачи материалов.

    ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

    Представление содержания учебных курсов в учебных материалах превратилось в особенную технологию педагогической и андрагогической деятельности. Принципы этой технологии просты по смыслу, но сложны по воплощению. Обсудим их кратко.

    Одним из основных принципов изложения учебных текстов является принцип интерактивности, т.е. правило, по которому создаются условия для активного и восходящего взаимодействия студента с учебником по подобию взаимодействия людей.

    Рис. 6. Схема взаимодействия студента с интерактивным учебникомРис. 6. Схема взаимодействия студента с интерактивным учебником

    Пример интерактивного алгоритма взаимодействия студента с учебником приведен на рис. 6. Интерактивность создается разными способами. Один из них - различные виды заданий студенту. Среди них можно выделить следующие:

    1. Вопросы для интерактивного изучения учебников.

    • Рефлексивные вопросы для осмысления студентом различий/сходства между ситуацией в его компании (или case study) и рассмотренной в теории картиной явления.
    • Аналитические вопросы, нацеленные на разложение ситуации на составляющие блоки.
    • Задания на синтез предложений по усовершенствованию конкретной ситуации.
    2. Тесты для самопроверки.
    • Тесты на усвоение знаний.
    • Упражнения на умение применять теоретические концепции.
    3. Задания на умение создать обобщенную картину пройденного в нескольких разделах/модулях материала.

    Очень важным элементом интерактивной работы студента являются задания на соотнесение учебных материалов различного типа (теоретических и эмпирических, учебных и полученных из собственной практики и т.д.) и построение единой картины явлений, которая может быть применена на практике.

    Текст учебников выступает для студента в качестве заместителя преподавателя-автора в период «домашнего» обучения. Тем самым на текст возложена педагогическая задача - не столько «передача» информации от преподавателя к студенту, сколько управление его познавательной деятельностью. В связи с этим основными принципами представления материала, способствующими эффективной организации познавательной деятельности, могут быть следующие:

    ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

    Стиль изложения материала должен «задавать» беседу личностей.

    В вопросах и заданиях должно быть обращение к личному опыту студента.

    ПРИНЦИП «ДВОЙНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ»

    Важно обеспечить для студента траекторию его движения, соответствующую логике двойного восхождения - от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

    Первая линия восхождения - от конкретной ситуации студента (жизненный эпизод, обыденное мнение, стереотип, проблема в бизнесе, психологический барьер и др.) к идее, выраженной в виде концепции, понятия, модели.

    Вторая линия восхождения - от концепции к конкретной ситуации, но в новом ее качестве, за счет анализа этой ситуации с помощью познанных средств: концепций понятий, моделей. Логика двойного восхождения позволяет перейти от знании-онтологии, к знаниям, средствам и способам деятельности.

    ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ:

    • насыщенность живыми примерами;
    • ясную связь между явлениями и их причинами, описываемыми в концепции;
    • понятную (выпуклую) логику изложения материала;
    • обязательные резюме после каждого смыслового фрагмента текста;
    • разговорный язык.

    ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧНОСТИ

    Важно стремиться показать идеи и концепции посредством:

    • наличия полярных свойств и дополнения их друг другом;
    • демонстрации непрерывного взаимодействия противоположностей;
    • демонстрации «подвижности» целого.

    ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

    Концепции в тексте предлагаются как альтернативные, что обеспечивает студенту возможность выбрать «близкую» по духу концепцию и сформировать отношение к ней.

    ПРИНЦИП ПРАКТИЧНОСТИ

    Всякая самостоятельная концепция должна быть испытана студентом через задания, вопросы, помещение в новый контекст или иначе.

    В тексте важно предлагать примеры практического использования идей, например, для объяснения сложного явления, для выработки мнения, для сравнения взглядов, поступков, событий и иное.

    ПРИНЦИП РАЗНООБРАЗИЯ

    Важно использовать разные способы подачи одной и той же концепции (дискуссионный, концептуальный, проблемный, игровой и т.д.).

    Основными элементами, устроенного таким образом текста, становятся:

    • Описание концепций авторами курса.
    • Мозаика чужих мнений (письменно, аудио-, видеоспособами).
    • Приглашение к осмыслению общеизвестного опыта.
    • Задания на осмысление.
    • Залания на использование идей в практике.
    • Выделение противоречий (письменно, аудио-, видеоспособами).
    • Многократные задания.
    • Авторитетные мнения (письменно, аудио-, видеоспособами).
    • Правильные ответы на заданные вопросы.
    • Вводные задания на обозначение предмета обсуждения и вопросы.
    • Сопоставление мнений и моделей.

    Текст, выдержанный в этих правилах, обладает свойствами, которые ожидают увидеть взрослые студенты, даже если они никогда об этом и не думали. За них подумали педагоги и психологи.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    За 10 лет развития Открытого дистанционного образования у нас в стране наработан ценный опыт создания специальных учебных материалов для интерактивного самообучения взрослых.

    Алгоритмы создания интерактивных учебных материалов имеют высокую сложность, и их применение требует специальной подготовки команд профессиональных разработчиков учебных курсов.

    Интерактивные учебные материалы позволяют эффективно решать широкий круг задач профессионального обучения взрослых, работающих людей без отрыва от работы.

    Щенников С.А.

  • © 2021 Международный институт менеджмента ЛИНК