+7 (800) 505-15-30 +7 (495) 661-01-20 pk@ou-link.ru

Свежий взгляд на кадры

Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов (справа) и директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев на презентации проекта «Муниципальная команда губернатора»

Ярославль планирует обновить муниципальные кадры и воспитать молодое поколение госслужащих. Новаторская кадровая программа позволит области ежегодно получать три десятка профессиональных управленцев, готовых к практической работе по развитию территорий

В Ярославской области стартовал кадровый проект «Муниципальная команда губернатора», во многом уникальная региональная инициатива. Власти планируют провести качественный и публичный отбор кандидатов на госслужбу, а лучших отправить на обучение по новаторским методикам подготовки управленцев. Так в регионе убивают сразу двух зайцев: с одной стороны, выявляют самый широкий круг перспективных претендентов в кадровый резерв, с другой — каждый год получают готовых специалистов для работы в госорганах. Оператором проекта выступает Институт общественного проектирования, а обучением занимается Международный институт менеджмента ЛИНК. Опыт уже привлек внимание: на самом старте новацией заинтересовались и другие регионы страны. 

«Ничего революционного, просто работа»

Нехватка свежей крови в российской системе госуправления — настолько укоренившаяся проблема, что многие регионы уже близки к точке невозврата, а то и прошли ее: традиционные механизмы воспитания и отбора кадров работать перестают. Представители советской партийно-хозяйственной номенклатуры повсеместно выходят на пенсию и не успевают поделиться опытом с молодым поколением чиновников. В той же Ярославской области средний возраст 52% руководителей органов местного самоуправления (МСУ) — 50 и выше. К 2017 году показатель вырастет до катастрофических 68%. И такая ситуация типична для страны.

Некоторые субъекты федерации озаботились этим вопросом заранее и многие годы выстраивали собственные кадровые лифты. Примечательно, что речь идет о регионах, которыми руководят губернаторы-долгожители, а элиты консолидированы вокруг программы социально-экономического развития. Здесь местные управленцы в меньшей степени боятся политической конкуренции, а потому без опаски воспитывают молодую смену. В системе внутренней ротации перспективные кадры перетекают с областного уровня на муниципальный и обратно, то есть получают практический опыт работы «на земле», а также варятся в одних командах с профессионалами советской закваски.

Однако в целом по стране эта спайка молодости и опыта безвозвратно утеряна, а потому чиновников приходится учить едва ли не с нуля. Практические навыки и вовсе нарабатываются методом проб и ошибок. Издержки понятны — за кадровую недальновидность расплачивается население. Последствия иного рода — политические риски. Свежие реформы МСУ практически ликвидировали прямые выборы градоначальников. На смену мэрам и районным главам приходят сити-менеджеры, наемные управленцы, которые, с одной стороны, не зависят от политических дрязг, не заинтересованы в популизме, подотчетны и контролируемы, а, с другой — обладают довольно широкими полномочиями по изменению среды. Однако мало кто озаботился вопросом, где же взять сотни подготовленных кадров для столь ответственной работы. Когда политика-авантюриста меняет специалист-двоечник, избиратель вправе возмутиться: ради чего отбирали право голоса?

Неудивительно, что проблемой кадров вот уже несколько лет тщательно занимаются на федеральном уровне.

«Поиск новых людей — это уже тренд федеральной власти, — отмечает директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев. — Администрация президента проводит постоянные обучающие семинары для губернаторов, мэров, муниципальных руководителей. Кадровое обновление пытаются превратить в систему. Люди должны быть отобраны и подготовлены, это должны быть профессионалы. При этом ставится задача не допустить появления случайных людей, авантюристов во власти. В этом всем нет ничего революционного, просто работа. И мы к этой работе подключаемся».

Конкурсные механизмы

Непростую ситуацию с кадрами в Ярославской области живо характеризуют проблемы двух крупнейших городов — самой областной столицы и Рыбинска, которые уже не первый месяц лишены градоначальников (их сняли по подозрению в коррупции). Во многом политический резонанс этих событий объясняет подход ярославских властей к новому кадровому проекту — все строится на тщательном отборе кандидатов и максимальной прозрачности.

«Региону необходим профессиональный резерв управленцев, которые собираются стать государственными служащими и посвятить свою жизнь государственному делу, — убежден губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. — Я инициировал этот проект также с прицелом на 2017–2018 годы, когда ожидается пик переназначений большинства руководителей органов МСУ. При этом обещаю не вмешиваться в систему конкурсного отбора. По блату туда не попадешь. Все должно пройти честно и открыто, а предложенные механизмы исключат появление во власти случайных людей».

Участвовать в проекте может любой человек, не обязательно из местных, желающий работать (или уже работающий) в системе местного самоуправления. Патриотичность — знаковая характеристика для чиновника, но, если есть возможность привлечь профессионального управленца из другого региона, грех этим не воспользоваться.

Оператором отбора выступит Институт общественного проектирования, обладающий богатым опытом реализации кадровых программ федерального масштаба. Самая известная — Школа молодого лидера, выпускники которой уже много лет успешно работают в различных органах власти по всей стране. Конкурсный отбор будет проведен в три этапа. Первый — заочный, в онлайне. (С подробностями можно ознакомиться на портале www.mkgyarosl.ru, там же размещены информация об условиях отбора и основные положения конкурса.) Второй этап — разработка конкурсного проектного задания и вынесение его на публичное голосование на сайте. Условия — максимально приближенные к боевым, то есть речь пойдет о реальных территориях и проектах, которые могут быть воплощены в жизнь. Оценивать кандидатов будут местные жители — главный адресат инициатив. Третий этап — индивидуальные собеседования и организационно-деловая игра, в ходе которой будущие госслужащие должны продемонстрировать умение работать в команде, распределять обязанности, выстраивать иерархии, договариваться и находить компромиссы.

В результате конкурсная комиссия выберет как минимум 30 счастливчиков, которые в течение восьми-девяти месяцев будут проходить обучение по программе Международного института менеджмента ЛИНК под руководством специалистов института, а также преподавателей Ярославского государственного университета. На выходе область получит готовых к практической работе управленцев.

«Мы надеемся, что уже через год эта первая тридцатка выпускников проекта окажется на видных должностях в системе управления и будет решать практические задачи развития региона, — подчеркивает заместитель губернатора по внутренней политике Юрий Бойко. — Как минимум они значительно освежат муниципальную картину. Мы, само собой, не гарантируем стопроцентное трудоустройство, но сертификат по итогам нашего обучения даст преференции. Кроме того, другие участники конкурсного отбора, не прошедшие в финал, но показавшие хороший уровень подготовки, попадут в правительственный и муниципальный резерв. Это создаст реальную конкуренцию профессионалов на муниципальном уровне, к чему мы и стремимся».

От теории к практике

По итогам кадровой программы Ярославская область должна получить не теоретиков муниципального управления, а практиков с навыками работы в рамках системы проектно-целевого управления. Такие задачи ставят специалисты Международного института менеджмента ЛИНК. Это высшее учебное заведение работает в России 21 год и специализируется на подготовке руководителей высшего командного звена крупных корпораций. Теперь настала очередь и муниципальной сферы.

Программа называется «Эффективное управление территорией» и включает следующие модули: правовой и экономический блок, социальный аспект муниципального управления, организацию эффективной структуры управления, построение эффективных коммуникаций, управление изменениями (любой проект — это изменение), управление инновациями, управление проектами. Важно подчеркнуть, что обучение рассчитано на слушателей с хорошим теоретическим базисом — здесь и пригодится качественный отбор претендентов на предварительной стадии.

«Это практикоориентированная методика, для людей с опытом, — рассказывает директор Ярославского регионального центра МИМ ЛИНК Сергей Головчанов. — Мы не обучаем азам, мы помогаем создавать свои собственные проекты. Конкурсанты не слушают лекции, они решают задачи, разрабатывают кейсы. Им помогают тьюторы с качественным профессиональным опытом корпоративного обучения. Мы предлагаем интерактивную площадку для дистанционного общения, чтобы в любое время можно было связаться со своим тьютором и задать вопрос. По каждому модулю предусмотрена письменная контрольная работа с анализом предмета. Кроме того, с самого начала курса мы нацеливаем конкурсанта на подготовку итоговой работы по развитию той или иной конкретной территории, каждый должен создать свой собственный проект. В конце обучения проект надо будет защитить перед авторитетной комиссией, в которую войдут руководители с серьезным опытом государственной и муниципальной деятельности. По итогам обучения каждый слушатель получит навыки работы с большим количеством инструментов управления, которые могут практически и технически использоваться в работе с людьми, финансами, с территориями, с внешней средой».

За ходом реализации ярославской кадровой программы внимательно следят и в других регионах. «Проект нам очень интересен, мы будем следить за его реализацией и перенимать опыт у ярославцев, — говорит мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев. — Проблема-то серьезная, и мы знакомы с ней не понаслышке. Мне самому нужен хороший зам, и я уже долго не могу подобрать ответственного человека. С одной стороны, люди не хотят идти на низкие зарплаты. Другая беда — низкое качество обучения в современных университетах. У нас просто не учат на чиновников. Нужно подтягивать молодые кадры и обучать их практической работе. Так что такие программы, как в Ярославле, жизненно необходимы современной России».

Источник

© 2019 Международный институт менеджмента ЛИНК