+7 (800) 505-15-30 +7 (495) 661-01-20 pk@ou-link.ru

ОТСУТСТВИЕ СЕРТИФИКАЦИОННЫХ НОРМ ПРЕПЯТСТВУЕТ РАЗВИТИЮ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Применение аддитивных технологий на российских предприятиях испытывает трудности из-за отсутствия норм сертификации и стандартизации. Компании могут создавать продукты с применением 3D-печати, но процесс официальной приемки подобных изделий пока еще не определен. К такому выводу пришли участники VIII Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2019».

Аддитивные технологии сегодня уже не воспринимаются как что-то фантастическое. Предприятия внедряют и активно используют 3D-печать, но стандартов и методик, определяющих эту работу нет. 

«У нас нет нормативной документации, не запатентованы методики, нет квалификации процессов, которые должны происходить. Одни делают по одной методике, другие – по другой. Из-за такой неравномерности могут возникать проблемы. Мы, конечно, можем напечатать изделие, но как потом его защитить? Получается так, что у нас локомотив идет вперед, а машинист бежит за поездом», — заключила инженер-конструктор «ОДК-Климов» Елена Шикунова 

Участники дискуссии констатировали, все нынешние ГОСТы и ОСТы не учитывают аддитивные технологии, что сказывается на самом принципе их применения. Тем не менее, отрасль постепенно формируется и запрос на стандартизацию находит отклик со стороны государства. Комитет №182 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии уже работает надо созданием национального стандарта в области аддитивных технологий. 

Не менее важен вопрос области применения аддитивные технологии. Некоторые специалисты предлагают использовать их в производстве серийной продукции. 

«По опыту западных компаний аддитивные технологии лучше применять в новых изделиях, которые только вошли в разработку. А те изделия, которые уже входят в серию, лучше делать, грубо говоря, литьем, поскольку они были спроектированы по-старому, без учета возможностей 3D-печати», — отметил Петр Ахрестин, представлявший Объединенную судостроительную корпорацию.

По мнению большинства молодых инженеров, предприятия в России рассматривают аддитивные технологии лишь в контексте селективного лазерного сплавления (SLM), с помощью которого можно создавать особо прочные металлы. Но важно также не игнорировать технологии производства из полимеров и пластика, которым можно найти широкое применение и в машиностроительной отрасли.

Наиболее полно потенциал аддитивных технологий способен раскрыться в авиастроении. Вес для воздушного судна — один из существенных показателей, напрямую влияющих на расход топлива и аэродинамику. 3D-печать же позволяет создать более легкие комплектующие, сохраняя при этом их прочность. В погоне за улучшением характеристик самолетов и стратегической экономии авиастроители готовы инвестировать в аддитивные технологии, даже несмотря на то, что продукты 3D-печати бывают дороже своих «обычных» аналогов.

В России, например, уже функционирует Центр аддитивных технологий на базе одного из предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации. В развитии его компетенций участвует весь авиационный кластер государственной корпорации «Ростех».

Пресс-служба СоюзМаш России

© 2019 Международный институт менеджмента ЛИНК