+7 (800) 505-15-30 +7 (495) 661-01-20 pk@ou-link.ru

РАССКАЗАЛИ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА БУДУЩЕГО

Новые идеи и мировые концепции перспективного транспорта обсудили на VIII Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего-2019». Эксперты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Основной темой круглого стола были беспилотные виды транспорта и проблемы их применения в нынешних условиях. Остро стоит вопрос зонирования пространства для понимания участников движения, где и кому можно осуществлять полеты. «Надо готовить законодательную базу по беспилотным летательным аппаратам, и предлагается проект зонирования: город, населенная местность, зоны аэропортов и бесполетные зоны. Это по крайней мере ограничит пространство так, чтобы всем было понятно, где можно летать и на каких высотах», — отметил представитель отделения аэродинамики летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» Виталий Губский.

Самым выгодным и перспективным направлением развития беспилотного транспорта эксперты считают аграрный сектор и сферу доставки. Эксперт ЦАГИ также сообщил о недавнем медицинском эксперименте с использованием дрона — буквально месяц назад впервые была произведена доставка органов для пациентов в труднодоступных регионах.

Массовое применение роботов-автомобилей сегодня проблематично в том числе и из-за ряда социальных проблем: «Водителей раздражает дисциплинированность и осторожность вождения роботов, правильные перестроения — речь уже идет о том, чтобы менять программное обеспечение и делать их менее вежливыми. Беспилотные автомобильные технологии будут хороши на дороге тогда, когда все автомобили будут беспилотными. Но тогда встает вопрос о целесообразности светофоров», — отметил эксперт.

Есть также ряд вопросов применения различных видов топлива. Ядерная энергия, водородная энергия и другие источники энергии сейчас развиваются, но заменить традиционные пока не получится, по словам представителя ЦАГИ, в обозримом будущем «не стоит ждать кардинальных перемен – все равно все будет ездить на газу». «Есть водородные и криогенные топливные элементы, но пока стоимость их получения и хранения велика. По нашим прогнозам, это должно быть применимо не ранее 2050 года, когда авиация, скорее всего, перейдет на сжиженный природный газ, потом на более водородное топливо», — сказал он.

Кроме того, в случае с применением солнечной энергетики на 30-40% страдает КПД. Эксперты также рассказали о кругосветном полете самолета на солнечных батареях, главной проблемой применения которого стал пилот, из-за жизненных потребностей которого воздушному судну приходилось осуществлять остановки и посадки.

Электродвигатели, по мнению экспертов, на сегодняшний день имеют недостаточно выгодное сочетание по параметрам мощности и веса. Другая проблема применения «летающих автомобилей» с аккумуляторами для перевозки людей — в нынешних условиях такой мультикоптер может поднять человека, но полет будет недолгим, а подобная машина будет стоить около ста тысяч долларов.

Начальник отдела развития бизнеса пилотируемых программ и спутниковых систем на низкой околоземной орбите ПАО «РКК «Энергия» Игорь Верховский в рамках круглого стола рекомендовал молодым инженерам заниматься созданием экранопланов. «При выведении пилотируемого космического корабля «Федерация» с космодрома Восточный сейчас есть колоссальная проблема в случае возникновения нештатной ситуации. Мы попадаем в акваторию Тихого океана, где у нас нет никаких высокоскоростных судов принадлежащих ВМФ или гражданскому флоту — до места прибытия аварийно-спасательных сил туда, где была совершена аварийная посадка экипажа, мы потеряем несколько суток. Это проблема и здесь молодежь может развивать средства, использующие экранный эффект — экранопланы должны быть», — сказал Верховский участникам Форума «Инженеры будущего-2019».

Представитель ракетно-космической отрасли также отметил необходимость изменения технологии посадки космических кораблей с парашютной на иную и связанные с реализацией проекта проблемы: «У нас для пилотируемого корабля «Федерация» планировалась реактивная посадка, но в России таких полигонов посадки, где можно обеспечить точно посадку аппарата, возвращающегося из космоса, очень немного. Скорее всего от таких реактивных парашютных посадок придется отказаться, а попытаться садиться на существующие площадки», — сообщил представитель РКК «Энергия».

Он также сообщил, какие существуют варианты организации посадки и какие из них применимы для транспортировки людей: «Что касается космического транспорта будущего, то мы состоим на 70% из воды и не можем выдерживать резкие ускорения, мы никогда не будем находиться внутри транспорта с резким режимом торможения и разгона, а грузы могут себе позволить другое. Сейчас при старте ракет-носителей с экипажем 4,5g и при посадке также на капсулах. Если мы перейдем на планирующие средства, то это 2,5 g на участке спуска за счет использования аэродинамики. Для низкой орбиты переход на аппараты с развитой аэродинамической поверхностью — это снижение перегрузочного режима, что лучше для человека. Луна без атмосферы — там посадка только реактивная, на Марсе сложная атмосфера и вихревые образования — там посадка только при помощи аэродинамики или надувных тормозных устройств», — сказал Верховский.

Пресс-служба СоюзМаш России

© 2019 Международный институт менеджмента ЛИНК